Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Литературное наследие Джонатана Свифта характеризуется яркой сатирической направленностью с острым политическим контекстом. В литературоведении и эстетике категория «сатира» рассматривается как составная часть более общей категории «комического», которая понимается как особая форма отношения к действительности. Конкретно в творчестве Свифта - к политической реальности эпохи, в которую он жил.
Сатира Свифта - это, к тому же, сатирический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий ее как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное посредством обличительно-осмеивающих образов. А идеальные, на первый взгляд, типы цивилизации в «Путешествиях Гулливера» сатирически выражаются через вопиющее отсутствие идеала.
Свифт отчетливо показывает отрицательные стороны жизненных явлений современного ему политического строя. Именно в этих элементах проявляется авторская индивидуальность с разными формами ее проявления.
Джонатан Свифт родился в Дублине в 1667 году. Его родители были англичанами, перебравшимися в Ирландию после реставрации династии Стюартов. Отец писателя умер за 7 месяцев до рождения сына, а мать практически сразу вернулась в Англию, оставив Свифта на попечении его дяди Годвина, близкого друга Сэра Джона Тэмпла, чей сын позднее наймет Свифта в качестве своего персонального секретаря. Молодой Джонатан получил образование в школе Килькенни, одной из лучших в Ирландии того времени. Затем он продолжил обучение в колледже Святой Троицы в Дублине, где отличился прекрасной успеваемостью, очерненную, однако, частыми случаями нарушениями дисциплины. Темперамент Свифта не позволял ему завести многих друзей, но он знал многих важных лиц эпохи, например поэта Александра Поупа.
В 1688 году с началом Славной революции - войны между Королем- католиком Яковом II и протестантом Вильгельмом Оранским - Свифт перебрался в Англию, где начал работать на английского дипломата Вильяма Темпла. Данная деятельность познакомила писателя с политической проблематикой.
Во времена Свифта существовало две основных противоборствующих политических партии в Англии: виги - либералы, которых он изначально поддерживал, и консерваторы - тори. В 1710 году он стал союзником последних и атаковал Вигов в британской газете The Examiner, где публиковался. Если верить Джозефу МакМинну, причиной по которой Свифт предпочел в итоге консервативную партию, являлась поддержка и толерантное отношение Вигов к диссентерам (английским протестантам, которые оторвались от англиканской церкви), в отличие от Тори, которые поддерживали англиканцев.
Как можно заметить, писатель был крайне активен в религиозных вопросах. В 1695 году он был рукоположен в священники в Дублине и получил пребенду в Килруте, что рядом с Белфастом. По прошествии пяти лет он занимает пост викария Ларакора в графстве Мит и становится пребендарием Кафедрального собора Святого Патрика в Дублине. Затем в 1713 году он наконец становится настоятелем этой же церкви. После чего Свифт возвращается в Лондон, где с такими известными личностями как Александр Поуп, Джон Гэй, Роберт Харли, Томас Парнелл и Джон Арбутнот основывает «Клуб Мартина Скриблеруса». Это был неформальный литературный салон, основанный в 1727 году, целью которого было высмеивать (с помощью сатиры) попытки современных членов клуба школяров, пытавшихся бравировать своим жаргоном, иначе говоря - члены клуба боролись с «фривольностью в культурной жизни».
Если говорить о степени изученности темы, то можно отметить, что большинство работ, посвященных Джонатану Свифту, носят ярко выраженный биографический характер. Обстоятельный научный анализ творчества писателя начался только в XX в., наиболее значимые публикации относятся к послевоенному периоду.
Отечественная традиция, и количественно и качественно, заметно уступает западной (в первую очередь, англоязычной). Стоит согласиться со словами современной исследовательницы Т.Л. Лабутиной: «Заметим, что в обширной литературе о Свифте (как у нас в стране, так и за рубежом) очень мало исторических трудов. Да и в имеющихся работах изучению идейно-политических взглядов Свифта отводится самое незначительное место». Первым русским биографом Дж. Свифта выступил в 1874 г. известный филолог А.Н. Веселовский (1843—1918), вскоре последовало издание работ В.В. Чуйко и В.И. Яковенко . Работы носили биографический характер.
Биография Джонатана Свифта, написанная крупным филологом и переводчиком В.С. Муравьевым (1939—2001), до сих пор считается одной из лучших научных работ о сатирике. Свойственное исследователю стремление к целостному восприятию творчества Джонатана Свифта сыграло двоякую роль. С одной стороны, стремление показать завершенную картину мировоззрения сатирика представляется «плюсом»; с другой, отсутствие акцента на какой-либо конкретный пласт работ писателя (религиозный, политический, морально-нравственный и т.д.) значительно усложняет понимание разносторонности Свифта. Ряд положений, выдвинутых автором, вполне соответствует сути взглядов сатирика в нашем понимании. Например, утверждение, что «Свифт отводил церкви роль необходимого элемента в своей теории равновесия сил в государстве». Однако утверждение не получило обоснования, не был предпринят поиск причин подобного понимания Свифтом роли церковной организации. Эти и подобные им недостатки отнюдь не способствуют локализации идей Свифта в просвещенческом дискусе, пониманию своеобразия и преемственности его воззрений. В работе «Путешествие с Гулливером» (1972) исследователь проследил развитие сюжетной линии романа, эволюцию главного героя, уделил особое внимание истории создания произведения, его идейным истокам, изданиям романа в Англии, Франции, Германии и России.
Литература, используемая в данной работе, может быть подразделена на две группы:
Первая группа работ посвящена изучению личности Джонатана Свифта. В.И. Яковенко написал библиографический очерк «Джонатан Свифт. Его жизнь и литературная деятельность» – книга представляет собой очерк художественно-биографической серии «Жизнь замечательных людей» о великом английском писателе Джонатане Свифте.
В книге М. Ю. Левидова «Путешествие в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях» он предстает перед нами со всеми своими надеждами и разочарованиями, окруженный сложными интригами, борьбой честолюбий и противоречий. Глубоко воссоздана в книге эпоха с ее спорами и страстями.
Интересен очерк М. Д. Заблудовского «Свифт» , в котором автор очень кратко и ёмко повествует о жизни, деятельности, о мировоззрении Свифта, об особенностях его творчества и его судьбе. Очерк является главой из книги «История английской литературы. Том 1. Выпуск второй».
Статья С. Назарова «Джонатан Свифт» ,в которой автор рассказывает о жизни и творчестве писателя и дает их характеристику.
Ко второй группе относятся произведения публицистического характера. Это памфлеты, книги, сочнинения написанные Джонатаном Свифтом: «Сказка бочки» (1704) ; «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры» (1720) ; «Письма суконщика» (1724—1725) ; «Скромное предложение» (1729) ; Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии(1711) . Роман «Путешествия Гулливера» . Единственное художественное произведение Свифта в жанре романа занимает особое место в творческом наследии англо-ирландского писателя.
Остальная литература, касающаяся темы исследования, носит обзорный характер.
Цель работы - исследование политических взглядов Джонатана Свифта и их сатирическое отражение в его творчестве.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучение политических взглядов писателя в контексте современной ему политической ситуации в Великобритании;
2. Анализ сатирических памфлетов Свифта и выявление в них авторской позиции по отношению к актуальным социальным и политическим проблемам эпохи;
3. Анализ политической сатиры и форм ее отражения в «Путешествиях Гулливера».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Дубашинский И.А. Памфлеты Свифта. Рига, 1968
2. Дубашинский И.А. «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта. М., 1969
3. Дубашинский И.А. Рождение свифтовской сатиры // Филологические науки. Научные доклады Высшей школы. 1966. № 3.
4. Лабутина Т. Л. Английское Просвещение: общественно-политическая и педагогическая мысль = The English Enlightenment: Social, Political and Pedagogical Thought [Текст]. / Т. Л. Лабутина, Д. В. Ильин - СПб.: Алетейя, 2012.
5. Лабутина Т.Л. Свифт и Темпль: Из истории раннего английского Просвещения // Новая и новейшая история. 1994. №2. С. 184-197.
6. Лабутина Т.Л. Общественно-политические взгляды Дж. Свифта // Общественная мысль в контексте истории культуры. М., 2004. С. 215-237.
7. Лабутина Т.Л. Английский литератор Свифт в политической борьбе // Актуальные проблемы всеобщей истории. Вып. 5: Личность в истории. Ростов-на-Дону, 2006. С. 110-123.
8. Лабутина Т.Л. «Консерватор» Свифт и «реформатор» Дефо // Вопросы истории. 1995. № 11-12. С. 39-48.
9. Лабутина Т.Л. Д. Дефо и Д. Свифт: два взгляда на религию // Личность, общество, культура в историческом процессе. Волгоград, 2002. С. 12-25
10. Левидов М. Ю. Путешествие в некоторые отдалённые страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. - М.: Советский писатель, 1964.
11. Муравьёв В. С. Джонатан Свифт. - М.: Просвещение, 1968.
12. Муравьёв В. С. Путешествие с Гулливером. - М.: Книга, 1972.
13. Нагорный Н.И. Некоторые аспекты развития человечества в «Путешествиях Гулливера» Дж. Свифта. Черновцы, 1996.
14. Пучков П.А. Наука и образование в «Сказке бочки» Дж. Свифта // Проблемы отечественной и зарубежной истории. М., 2007.
15. Пучков П.А. Церковь и религия в «Сказке бочки» Дж. Свифта // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2009. № 4
16. Туполева Л.Ф. Английский просветитель Дж. Свифт и Ирландия // Проблемы британской истории. М., 1984. С. 39-46
17. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер: судьба двух литературных героев. М., 1973.
18. Яковенко В.И. Джонатан Свифт. Его жизнь и литературная деятельность // Мильтон. Свифт. В. Скотт. Теккерей. Дж. Элиот: Биографические повествования. Челябинск, 1999. С. 87-190.